Реализации содержания образования и обеспечению деятельности МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО способствует развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ соответствует принципам содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Организация пространства групп и макросреды ориентировано на реализацию основных образовательных областей: физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Основные характеристики:
· Безопасность (правильное расположение мебели и крупногабаритного оборудования; надежная фиксация, наличие защитных накладок на радиаторах, отсутствие острых углов, использование натуральных и нетоксичных материалов; хороший просмотр группы из разных уголков)
· Разнообразие (наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами).
· Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка, а также доступность по показателям возрастного развития).
· Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия; яркость, красочность среды, вызывающей у ребенка положительные эмоции, позволяющая ребенку проявить свои эмоции; разные варианты удобного расположения детей).
· Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности (построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность, связанная с особенностями возраста «игрой рядом», предоставлением ребенку возможности сосредоточиться на интересующем его виде деятельности: использование перегородок, специальных ячеек, ниш).
Зоны предметно-развивающей среды: физического развития, сюжетных игр, строительных игр, игр с транспортом, игр с природным материалом (песком, водой), творчества, музыкальных занятий, чтения и рассматривания иллюстраций, релаксации (отдыха и уединения).
· Взаимодополняемость, взаимозаменяемость из одной зоны в другую (динамичность, возможность модифицирования в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей)
· Удовлетворение естественной детской активности (предоставление детям возможности преобразовывать окружающую среду различными способами).
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды детей дошкольного возраста
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Важно в МБДОУ создать единое пространство: гармонию сред разных помещений, групп, кабинетов и залов, дополнительных территорий – коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, участка.
Основные характеристики
· Соблюдение принципа небольших полузамкнутых мини-пространств
· Разнообразие предметного содержания
· Доступность материалов и удобство их размещения
· Наличие уголков уединения
· Центры активности:
u «Центр познания» (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами, опыты и эксперименты)
u «Центр творчества» (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность)
u «Игровой центр» (самостоятельные сюжетно-ролевые игры)
u «Литературный центр»
u «Спортивный центр» (обеспечение двигательной активности и организация здоровьесберегающей деятельности детей)
Показатели качества созданной предметно-игровой среды:
1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, возможность выбора занятия по интересам, увлеченность интересным делом
2. Низкий уровень шума в группе («рабочий шум» без доминирования голоса воспитателя, тем не менее, слышного детям)
3. Низкая конфликтность между детьми
4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей (многообразие рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и др.)
5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Текст паспорта второй группы раннего возраста №1
Текст паспорта младшей группы № 4
Текст паспорта средней группы №2
Текст паспорта средней группы №3
Текст паспорта старшей группы №5
Текст паспорта подготовительной к школе группы № 6
Текст паспорта физкультурного зала
Текст паспорта музыкального зала