Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
Ваш любимый малыш подрос и в соответствии с возрастом может посещать детский сад. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Резкая смена привычных условий существования ребенка может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на его здоровье. Как же подготовить ребенка к посещению детского сада? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что происходит с малышом, когда он приходит из семьи в детский сад.
Для ребенка, впервые пришедшего в садик, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.
Выделяются следующие виды адаптации:
- Легкая адаптация, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.
- Средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.
- Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка:
Разлука > страх > стресс > срыв адаптации > болезнь.
Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования. От чего зависит длительность адаптации:
- От возраста (труднее адаптация проходит у детей в возрасте от 10 месяцев до 2 лет);
- Состояния здоровья и уровня развития;
- Индивидуальных особенностей;
- Биологических (токсикозы мамы во время беременности, осложнения во время родов, заболевания до 3-х месяцев), и социальных (климат и условия в семье, создание режима, личностные качества ребенка) факторов.
- Уровня тренированности адаптационных механизмов;
- Опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации, известны. Но решить эту проблему и обеспечить наиболее безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями детского учреждения и семьи, педагогов и родителей.
- Прежде всего, родителям необходимо познакомиться с условиями детского учреждения, в которое они привели своего малыша, и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим, характер питания, приемы воспитания).
- Важно научить общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой, подождать, пока другой ребенок поиграет, поблагодарить).
- Необходимо заранее познакомить ребенка с детским садом (показать, где игровая комната, спальня, туалет и т.д.), положительно настроить малыша (в детском саду много детей, хорошая воспитательница, дети все весело играют, не обижают друг друга, много игрушек и т.д.).
- Родители могут побыть с ребенком на участке детского сада, посмотреть, как гуляют дети, чем занимаются. Все это создает настрой положительный к детскому саду.
- Родителям необходимо продумать, на какое время они будут оставлять ребенка в детском саду, первое время лучше оставлять ребенка в группе на неполный день, постепенно время пребывания ребенка в детском саду можно увеличить. При этом необходимо посоветоваться с педагогами. Если ребенок легче расстается с бабушкой или папой, а с мамой очень тяжело, то будет лучше, если приводить его будет не мама.
- Следует в присутствии ребенка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо.
Родители должны знать, что во время адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшаться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к малышу. В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо дома компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в детском сад.
По каким же признакам можно судить о том, что период адаптации закончился?
- Хороший аппетит, как дома, так и в детском саду.
- Бодрое эмоциональное состояние, ребенок с энтузиазмом собирается в садик по утрам.
- Полное восстановление имеющихся привычек и навыков.
- Активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.
Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников детского сада могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду.