Консультация для родителей:
«Речевые нарушения и
причины их возникновения»
Речевые нарушения и причины их возникновения.
Если 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи (ОНР).
Это сложный дефект, который требует коррекции со стороны логопедов, родителей и воспитателей.
Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые предложения; без труда пересказывать сказки и рассказы. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко произносит многосложные слова (см. схему Гвоздева «Норма речевого развития ребенка»).
ОНР может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, би-би). В любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы:
ФОНЕТИКА – нарушено:
O восприятие и различение звуков на слух, особенно сходных по артикуляции и близких по звучанию (с-ш, з-ж, п-б и т.д.);
O слов близких по звучанию, но разных по смыслу (мишка-миска, коза-коса и т. д.); повторение за взрослыми сходных слов (Маша-Даша-каша).
O Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (фотография - атаграфия)
ЛЕКСИКА - трудности в назывании:
O частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, затылок, виски)
O глаголов, выражающих утонченность действий. Лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражает глаголом «ест»
O приставочных глаголов (подплыл, отплыл, приплыл и т.д.)
O антонимов (гладкий - шершавый и т. д.)
O относительных прилагательных (шерстяной, песчаный, земляничный)
ГРАММАТИКА – чаще всего распространены ошибки:
O в употреблении предлогов (платок лежит кармане и т.д.)
O согласовании различных частей речи (подошел к два коня и т.д.)
O построении предложений (шел Петя лес грибы собирать и т. д.)
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности:
O развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательностью изложения, отрывочностью;
O отсутствие ритма и чувства рифмы мешает заучиванию стихотворений.
Для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
· Нарушены внимание и память;
· Нарушена пальцевая и артикуляционная моторика.
· Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление:
O Дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточности в рисунках- шутках, не всегда выделяют слова по заданному признаку (хлопнуть в ладошки, если будет названа одежда и т. д.)
O Неточность или слабость подвижных органов артикуляции: языка, губ и т.д. Установлено, что связь движений пальцев и речи взаимообусловлена: пальцы малоподвижны – речь нечеткая, неточная. Такие дети с трудом держат правильно ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки.
O испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Суждения и умозаключения отрывисты, логически не связаны между собой.
O В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, возбудимы, а иные наоборот, вялые, не проявляют ни к чему интереса. Есть дети агрессивные, либо ранимые, обидчивые.
Причинами ОНР являются:
O различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также первые годы жизни могут привести ребенка к общему недоразвитию речи.
Среди причин вызывающих повреждения или недоразвития мозга, которые сказываются на недостаточность речевой деятельности, наиболее частыми являются:
O инфекции или интоксикации матери во время беременности;
O токсикозы;
O родовые травмы;
O асфиксия;
O несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови;
O заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции);
O травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
O Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям, одним из которых является ОНР.
O Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам, неблагоприятным условиям окружающей среды и воспитания.
Все эти нарушения, если их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития: ребенок – подросток – взрослый. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Многолетняя практика показывает, что детей с такими нарушениями речи, при систематической работе с ними, можно вывести из этого состояния - воспитать гармонично развитые личности.